Правовой центр Олега Некрасова
лучшие традиции российского права






Главная arrow Информация arrow О проекте закона «О регулировании земельных отношений в Московской области»
О проекте закона «О регулировании земельных отношений в Московской области» Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг:  / 0
Плохо Отлично 
Статья написана 16.08.2004, актуализирована 29.05.2006, статью прочли 21241 раз.

Научные консультанты

Международной общественной организации «Первое юридическое собрание»

Прокопец Елена Владимировна

Свининых Евгений Анатольевич

(юридическая группа МАДС)

 

О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА

«О РЕГУЛИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

 

 

© Прокопец Елена Владимировна, 2004

© Свининых Евгений Анатольевич, 2004

© Первое юридическое собрание, 2004

 

В конце января 2004 г. Московской областной Думой принят за основу проект Закона Московской области «О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности, для осуществления предпринимательской и некоммерческой деятельности на территории Московской области». 

Фактически этим Проектом предлагается принять новый Закон Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области».

 

Этот нормативный акт в Московской области ожидался достаточно долго. Законодателем сделана довольно плодотворная попытка свести воедино многочисленные и разрозненные нормы земельного законодательства, создать базисный закон субъекта Российской Федерации о земельных отношениях.

 

Вместе с тем, при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что Проект, является «компромиссным», несет на себе отпечаток некоторой юридической и юридико-технической небрежности, недоработанности, «сырости».

Несмотря на отдельные явные преимущества, Проект, на наш взгляд, имеет серьезные недостатки. Можно говорить, что в случае его принятия в нынешнем виде будут сведены к минимуму все немногочисленные достижения в области правового регулирования земельных отношений в Московской области.

По нашему мнению, принятие закона в предлагаемой редакции приведет:

·                   во-первых, к необходимости издания подзаконных правовых актов (даже когда прямо их издание в Законе не предусмотрено), конкретизирующих те или иные его положения;

·                   во-вторых, к конкуренции норм различных отраслей законодательства при регулировании земельных отношений.

 

Как нам видится, наряду с пороками принципиального характера, в Проекте имеется множество элементарных недочетов, которые, хотя и являются недочетами законодательной техники, являются скрытыми подводными камнями и могут сыграть глубоко отрицательную роль в практике правовой реализации закона.

 

Предлагаем к обсуждению некоторые из выявленных дефектов Проекта Закона Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области».

 

1. В законе предлагается собственное определение земельного законодательства Московской области. Согласно этому определению, к земельному законодательству в Законе отнесены (пункт 2 статьи 1 Проекта) нормативные правовые акты Правительства Московской области.

Очерченная позиция явно противоречит предписанию пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому земельное законодательство состоит только из законов, и не может состоять из нормативных правовых актов, которые не являются законами.

Для законов как нормативных правовых актов предусмотрены особые процедуры их принятия, вступления в силу, правовой реализации. Эти процедуры обеспечивают гораздо более весомый контроль за правотворческой деятельностью, существенно затрудняют появление недоброкачественных правовых актов, порой ущемляющих конституционные права организаций и граждан. В связи с этим наличие в Проекте собственного определения земельного законодательства недопустимо, может повлечь двойственное толкование и связанные с этим негативные последствия.

 

2. Особую критику вызывают положения Проекта, касающиеся регулирования изъятия земельных участков для нужд публично-правовых образований.

Согласно требованиям федерального законодательства (см. статьи 35, 36, 55 Конституции Российской Федерации, подпункт 4 пункта 1 статьи 9, статьи 49,  55 Земельного кодекса),  установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд относится исключительно к компетенции Российской Федерации.

В то же время пункт «ж» части 3 статьи 1 и статья 11 Проекта  противоречит подпункту 3 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса в той части, в которой допускается возможность изъятия земель, находящихся в частной собственности  и земель, находящихся в федеральной собственности по воле органов власти Московской области.

Напрашивается вывод о том, что законодатель Московской области присвоил полномочия Российской Федерации.

Кроме того, предлагаемые проектом шесть оснований  изъятия земель  представляют  собой дополнительную возможность лишения граждан и организаций прав собственности на землю, что в корне противоречит федеральному законодательству, регулирующему земельные отношения.

 

3. В нарушение статьи 9 Земельного кодекса, Проект предлагает особый, отличный от установленного федеральным законодательством, порядок изъятия земель для государственных или муниципальных нужд. В то же время такой порядок должен устанавливаться только федеральным законодателем.

 

4. Проект имеет существенные недоработки в области регулирования отношений, связанных с государственной регистрацией прав на земельные участки.

Так, в пункте 9 статьи 11 Проекта, на наш взгляд, усматривается два существенных недостатка:

1)                 отношения, связанные с государственной регистрацией перехода прав на недвижимость регулируются исключительно федеральным законодательством  (согласно ст. 3 ФЗ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), а не законодательством Московской области, что предлагается Проектом;

2)                 государственная регистрация осуществляется учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а не уполномоченным органом  Московской области или органами местного самоуправления.

 

5. В  подпункте «ж»  пункта 1 статьи 2 Проекта полномочия по утверждению, изменению черты городских и сельских поселений предлагается передать Правительству Московской области. Это прямо противоречит части 1 статьи 10 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающей, что границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации.

 

6. В пункте 3 статьи 6 Проекта законодатель не установил, какой орган власти определяет порядок конкурсного (квалификационного) отбора независимых оценщиков для определения рыночной стоимости земельного участка. Порядок назначения конкретного оценщика для оценки конкретного объекта Проектом также не предусмотрен.

 

7. Абзац 2 пункта 7 статьи 12 Проекта предусматривает случаи принятия решения об отказе в установления публичного сервитута.  В этом абзаце установлено, что решения об отказе установления публичного сервитута «могут быть приняты ….». Далее перечисляются случаи принятия такого отказа. Использование выражения  «могут быть» неизменно приведет  к тому, что это обстоятельство фактически освободит Правительство Московской области от обязанности  принимать решения об отказе в установлении публичного сервитута в случаях, нарушающих права собственников, владельцев, пользователей земельных участков, неизменно приведет к множественным негативным проявлениям, таким, как широко известные произвол и взятки.

В связи с этим, предполагается целесообразным заменить формулировку «могут быть» на «должны быть», предполагающую обязанность, а не право органов власти и должностных лиц по принятию решения.

 

8. Статья 10 законопроекта, как и многие другие статьи  в предлагаемой проектом формулировке распространяет свое действие не только на земли, находящиеся в собственности Московской области, но и на земли, находящиеся в федеральной собственности, а также на государственные земли города Москвы и других субъектов РФ, находящиеся на территории Московской области. В связи с этим предполагается целесообразным  дополнить по всему тексту Проекта словосочетания «земельные участки, находящиеся в государственной собственности» словами  «Московской области» в соответствующих падежах.

 

9. В Проекте усматриваются некоторые проблемы в части соответствия  положений законопроекта по продаже земельных участков или продаже права на заключение договоров аренды положениям Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков"

 

10. Отдельного обсуждения заслуживают такие актуальные аспекты законопроекта, как взяткоемкость (потенциальная возможность для вымогательства и предложения взяток) и степень ограничения Законом вариантов поведения должностных лиц при принятии решения. Некоторые возможности такого поведения заинтересованных должностных лиц и граждан мы уже указывали выше, этот перечень можно продолжить.

 

Мы надеемся, что настоящая статья послужит началом широкого общественного обсуждения Проекта, обратит внимание законодателя на проблемы, которые существуют, и на часть которых мы обращаем внимание выше.


Количество просмотров: 21242 | Версия для печати | Отправить на e-mail

  Ваш комментарий будет первым
RSS комментарии

Добавить коментарий
Имя:
E-mail
Тема:
BBCode:Web AddressEmail AddressBold TextItalic TextUnderlined TextQuoteCodeOpen ListList ItemClose List
Комментарий:



Код:* Code

< Пред.   След. >

Перейти к получению совета юриста
Быстро и бесплатно через запрос с сайта
Перейти к платным услугам
Информация о ценах на платную юридическую помощь

* Персональные данные (сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни, позволяющие идентифицировать личность) публикуются только с письменного разрешения доверителей. Указанные сведения могут быть изъяты из текста или заменены на сведения, не позволяющие идентифицировать личность.
** Для детей старше 16 лет. Классификация информационной продукции осуществлена самостоятельно. На сайте возможно наличие информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено (элементы баз данных решений судов и дел могут содержать описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия, а также информацию, вызывающую у детей страх, ужас или панику, в том числе в виде описания ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий). См. подробнее.


© Некрасов Олег Сергеевич. 2002-2017. Правовой центр Олега Некрасова - www.Nekrasov.pro (алиасы www.nekrasoff.ru, www.Некрасов.РФ, www.nekrasov.center). Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-44013, выдано Роскомнадзором 22.02.2011 года. Исключительное право на произведение охраняется законом. Ссылки и цитирования без указания автора и наименования издания запрещены. Для получения прав направьте запрос по адресу vopros@nm.ru или позвоните по телефону +74955054656.

Ramblers Top100