Муниципальное унитарное предприятие «Осташковское автотранспортное предприятие» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации 6 353 170 руб. 31 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по перевозке отдельных категорий граждан (с учетом принятого судом увеличения размера исковых требований).
В 2007 году «Осташковское автотранспортное предприятие» осуществляло перевозку граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Тверской области, на основании единых социальных проездных билетов, в связи с чем, понес расходы в размере заявленной суммы исковых требований, определенной расчетным методом.
До 2005 года возмещение убытков транспортным предприятиям возмещался за счет средств федерального бюджета, поскольку нормативными правовыми актами Российской Федерации было предусмотрено право льготного проезда для отдельных категорий граждан.
С 2005 года в связи с введением в действие Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации 4 А40-27157/09-65-314 законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с 01.01.2005г. был изменен механизм и порядок обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта с учетом положений статьи 72 Конституции Российской Федерации (пункт ж), статьи 26.3. Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.199 9г. № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 статьи 26.3, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
На федеральном уровне закреплено лишь положение о предоставлении межбюджетных трансфертов в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются в рамках бюджетного процесса, субъектами которого являются публично-правовые образования, в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
В 2007 году такой порядок был установлен Правилами предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006г. № 802.
Условием предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации является принятие субъектом Российской Федерации нормативных правовых актов, обеспечивающих доступность услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан.
В случае если субъектом Российской Федерации не обеспечивается равная доступность услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, данному субъекту Российской Федерации межбюджетные трансферты не предоставляются.
При этом порядок и форма обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно в своем нормативно-правовом акте с учетом сложившейся ситуации в конкретном регионе и возможности заложения расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в собственный бюджет.
Указанные межбюджетные трансферты учитываются при утверждении федерального бюджета на соответствующий год.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04.10.2010г. по делу № А40-27157/09-65-314 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия «Осташковское автотранспортное предприятие» - без удовлетворения. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Президиум ВАС, рассмотрев дело, постановил отменить с/а полностью, принять новый, не передавая дело на новое рассмотрение.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04.10.2010 по делу № А40-27157/09-65-314, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2010 и постановление ФАС Московского округа от 18.04.2011 по тому же делу отменить.
Взыскать с Российской Федерации за счет казны в пользу муниципального унитарного предприятия «Осташковское автотранспортное предприятие» 6 353 170 рублей 31 копейку.
В части требования взыскания расходов за счет казны Тверской области отказать.
|