Компания «Винслетт Файненшл Сервисес Лимитед» (Winslett Financial Services Limited) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к закрытому акционерному обществу «Комбинат школьного питания «Дружба» о взыскании 262 155 рублей 90 копеек долга за поставленный товар и 28 604 рублей 98 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество «Факторинговая компания «Еврокоммерц» и общество с ограниченной ответственностью «Ягва».
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.04.2010 иск удовлетворен: с комбината в пользу компании «Винслетт Файненшл Сервисес Лимитед» взыскано 262 155 рублей 90 копеек задолженности и 28 604 рубля 98 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Суд первой инстанции указал на ненадлежащее исполнение комбинатом обязательства по оплате полученного товара. Поскольку между факторинговой компанией «Еврокоммерц» и обществом «Ягва» был заключен договор о факторинговом обслуживании и общество «Ягва» известило комбинат о том, что денежные средства за поставленный товар необходимо перечислять названной компании, комбинат необоснованно оплачивал товар обществу «Ягва». Суд также отклонил довод ответчика о том, что он не является стороной по договору факторингового обслуживания.
Как усматривается из материалов дела, между обществом «Ягва» (поставщиком) и комбинатом (покупателем) заключен договор поставки, по условиям которого поставщик обязался поставить покупателю товар, который покупатель обязался принять и оплатить путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в течение 10 банковских дней с момента отгрузки.
Общество «Ягва» (клиент) и факторинговая компания «Еврокоммерц» (фактор) заключили договор о факторинговом обслуживании, в соответствии с которым фактором производится финансирование клиента под уступку его денежных требований к дебиторам, вытекающих из контрактов, в том числе из договора поставки. В частности, лимит финансирования на дебитора – комбинат – установлен в сумме 560 000 рублей.
Уведомлением от 27.11.2006 общество «Ягва» известило комбинат о переходе на факторинговое обслуживание в факторинговой компании «Еврокоммерц» и уступке этой компании всех требований к комбинату, возникших из исполнения обществом «Ягва» своих обязательств по договору поставки, и о том, что комбинат должен перечислять денежные средства в счет оплаты за продовольственные товары по указанному договору на счет названной компании.
Письмом от 01.12.2006 общество «Ягва» сообщило комбинату о том, что уведомление о переходе на факторинговое обслуживание носит ознакомительный характер, в связи с чем оплачивать поставленную продукцию следует путем перевода денежных средств на расчетный счет поставщика (общества «Ягва»).
Письмом от 09.04.2009 факторинговая компания «Еврокоммерц» уведомила комбинат о состоявшейся передаче прав требования по неисполненным обязательствам по договору поставки в пользу нового кредитора и надлежащем исполнении обязательств по этому договору.
В свою очередь, компания «Винслетт Файненшл Сервисес Лимитед» (новый кредитор) 17.09.2009 направила комбинату претензию с требованием о перечислении суммы задолженности за товар и процентов за пользование чужими денежными средствами. Данная претензия комбинатом оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования истца, суды первой и кассационной инстанций указали, что комбинату было известно о переходе общества «Ягва» на факторинговое обслуживание и в силу пункта 1 статьи 830 Гражданского кодекса Российской Федерации комбинат обязан был произвести платеж фактору.
О состоявшейся уступке права требования комбинат также был уведомлен, однако при перечислении денежных средств обществу «Ягва» не воспользовался предусмотренным статьей 312 Гражданского кодекса правом требования доказательств того, что исполнение принимается надлежащим лицом, вследствие чего несет риск последствий непредъявления такого требования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 830 Гражданского кодекса должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получил от клиента или от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования этому финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению должником денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж.
Между тем общество «Ягва», первоначально известив комбинат о переходе на факторинговое обслуживание, через три дня отозвало свое извещение, предложив комбинату производить платежи за товар на расчетный счет общества «Ягва».
Факторинговая компания «Еврокоммерц» со своей стороны не направила комбинату уведомление об уступке денежного требования по договору поставки и необходимости перечислять плату за товар, полученный по этому договору, на ее счет.
Фактически в течение двух лет между обществом «Ягва» и комбинатом существовали отношения по договору поставки. В силу положений статей 309, 454, 486, 516 Гражданского кодекса оплату за полученный товар покупатель должен производить продавцу, если соглашением сторон не установлено иное.
Соглашением от 12.02.2008 общество «Ягва» и комбинат внесли изменения в договор поставки в части сроков оплаты товара, подтвердив, что перечисление денежных средств следует производить на расчетный счет поставщика, и указав необходимые банковские реквизиты общества «Ягва».
При названных обстоятельствах у комбината отсутствовали основания для оплаты товара иному лицу по иным реквизитам.
Таким образом, ВАС установил, что комбинат не был надлежаще уведомлен об уступке денежного требования как этого требует пункт 1 статьи 830 Гражданского кодекса и, следовательно, обоснованно не производил платежей факторинговой компании «Еврокоммерц».
|